Л — лебедка; В — встроенный; Д — электродвигатель.
Назначение
Шахтные маневровые лебедки
предназначены для перемещения порожних и грузовых вагонеток при выполнении
вспомогательных операций на всех подземных станциях и на поверхности.
Их применяют на погрузочных
пунктах под лавами для перестановки груженых и порожних вагонеток, на
приемно-отправительных площадках для смены груженых и порожних составов, а при
наличии погрузочного пункта на этих площадках — для перестановки гружёных и
порожних вагонеток. Маневровые лебедки применяют также в околоствольных дворах
у опрокидывателей или разгрузочных кривых для протягивания составов груженых
партий под разгрузку, а на клетевом стволе — для подачи отдельных вагонеток на
правую или левую клеть; на других горизонтальных горных выработках, где
выполняют вспомогательные операции.
Схема
Кинематическая
схема лебедки ЛВД. Планетарный редуктор и двигатель встроены в барабан
лебедки. На вал лебедки жестко насажена цилиндрическая шестерня 6, имеющая 24
зуба с модулем 2,5 мм.
Эта шестерня имеет зацепление с шестерней 7, имеющей 45 зубьев с модулем 2,5 мм. С шестерней 7
соединена шестерня 5, которая может иметь 12 и 16 зубьев. Шестерня 5 соединена
с шестерней 4, передающей вращение шестерне 3. Шестерня 3 передает вращение
шестерне 2, которая входит в зацепление с шестерней 1 барабана. Когда приходит
в движение механизм, начинается вращение барабана лебедки. Конец вала лебедки
крепится на левой стойке и вращается в подшипниках 9. Ведомые колеса 3 имеют
шариковые подшипники, а колесо 2 имеет подшипник 11.
Устройство
1 – рама;
2 – кронштейны;
3 – угольник;
4 – барабан лебедки;
5 и 6 – тормоз;
7 – электродвигатель;
8 – ручка;
9 – предохранительный
стопор;
10 – горизонтальные ролики;
11 – вертикальные ролики;
12 – направляющая рамка;
13 – механизм
дистанционного включения (отключение) барабана.
Лебедка имеет раму 1, на
которой смонтировано оборудование. Закрепленные на раме два кронштейна 2 с
угольниками 3 служат опорами барабана лебедки 4. В одном
кронштейне барабан опирается на специальный роликоподшипник, а в другом через выступающий хвостовик редуктора — на радиальный
шарикоподшипник. На этом же хвостовике редуктора неподвижно на шпонке
закреплен шкив фрикциона. Электродвигатель 7 и редуктор расположены внутри
барабана 4.
Тормозная
система лебедки состоит из двух тормозов (5, 6) и предохранительного стопора 9,
установленного на раме. Стопор и один тормоз воздействуют непосредственно
на барабан, а другой тормоз — на шкив фрикциона.
Стопор
представляет собой храповое устройство для предохранительного стопорения
барабана. Он состоит из кронштейна, пружины, специального болта с контргайкой
и собачки.
Фрикцион
предназначен для планового стопорения и отсоединения барабана от привода, для
защиты деталей лебедки от поломки при перегрузках на канате. Если концевая
нагрузка будет превышать паспортное тяговое усилие лебедки, то шкив фрикциона
начнет проскальзывать и барабан остановится.
Тормоз
6 представляет собой стальную ленту, соединенную с тормозной лентой.
Концы тормозной ленты стягиваются рычажным устройством, к которому
присоединена ручка 8. К тормозу 5, расположенному на шкиве, присоединен
механизм 13 для дистанционного включения (отключения) барабана.
Конструктивно он выполнен так, что при включении двигателя на прямое вращение
тормоз фрикциона автоматически затягивается, барабан присоединяется к приводу
и происходит навивка каната, а при включении двигателя на обратное вращение
тормоз фрикциона автоматически раскрывается и отсоединяет барабан от привода.
Механизм дистанционного управления смонтирован на кронштейне 2, а рамка 12, служащая
для направления каната, закреплена на раме и угольниках.
Направляющая рамка имеет два горизонтальных 10 и два вертикальных 11 ролика,
которые предохраняют канат от истирания.
Работа
1. Перед включением электродвигателя и вращением барабана
необходимо рукоятку тормоза с фрикционом (5) опустить, а на тормозе ленточном
(6) поднять, включается электродвигатель, вращается барабан.
2. Для остановки барабана используется стопор (9).
3. При аварийной ситуации опускается рукоятка тормоза (6).
4. Для отключения вращения барабана при работающем
электродвигателе поднимается рукоятка тормоза (5) и опускается рукоятка тормоза
(6).
5. Лебедки приспособлены для
дистанционного и ручного управления.
Правила технической эксплуатации и безопасности
при обслуживании лебедок
Дежурный электрослесарь,
обслуживающий лебёдку, обязан ежесменно следить за состоянием всей ее
электромеханической части (заземления, сигнализации, защитных кожухов и
тормозных устройств, кабеля и пр.), своевременно предупреждая возникновение
неисправности установки.
Один раз в неделю электролебедки
осматривает участковая ремонтная бригада. При этом, кроме тщательного внешнего
осмотра механизма, она проверяет включение барабанов и тормозных устройств,
действие механизма дистанционного управления и состояние каната, заменяет
износившиеся детали, при необходимости вскрывает кожухи и проверяет состояние
зацепления зубчатых колес и подшипников, состояние смазки.
Текущим ремонтом электролебедок,
который производится через каждые один-полтора месяца, предусматривается
регулировка тормозного устройства, разборка и осмотр включающих муфт, проверка
состояния подшипников, промывка и заправка смазкой подшипников, регулировка
зацепления зубчатых колес, проверка крепления рамы лебедки. При этом заменяется
изношенная тормозная обкладка и при необходимости — подшипники.
При замене изношенных тормозных
обкладок необходимо снять тормоза с лебедки, срубить медные заклепки и отделить
обкладку от стальной ленты. Новую обкладку следует приклепать новыми медными
заклепками к стальной ленте.
Нарушения в работе подшипников
могут быть обнаружены по нагреву в местах их установки или по характерному шуму
во время работы. Необходимость замены подшипников лебедки устанавливается при
разборке ее узлов.
Одной из наиболее серьезных
неисправностей является поломка зубьев колес. Если при исправном включенном двигателе барабан не вращается,
имеет место поломка зубьев какого-либо колеса или срыв одной из шпонок,
укрепляющих зубчатые колеса. В обоих случаях лебедку следует остановить,
разобрать и заменить поврежденные детали новыми.
Только правильно и тщательно
смазанная лебедка работает
бесперебойно, поэтому перед началом работы необходимо внимательно осмотреть и
проверить все соединения лебедки, протереть от грязи и пыли места расположения
отверстий для заливки масла, хорошо смазать все трущиеся части.
Комментариев нет:
Отправить комментарий